Адамович, А.  «Каратели».

 Повесть “Каратели” создана на документальном материале и рассказывает о зверствах гитлеровского батальона в оккупированной Белоруссии.

Это поистине страшная книга, история превращения военнопленных в убийц-полицаев и кровавая хроника: каратели методично уничтожают на своем пути мирные деревни, одну за другой…

Лучше её читать после «Хатынской повести» — эти две книги, хотя и полностью самостоятельные, дополняют друг друга, многое становится понятнее…

 Адамович, А. Хатынская повесть.

Известный белорусский писатель Алесь Адамович — участник Великой Отечественной войны, партизан.  Его «Хатынская повесть» создана на документальном материале и посвящена партизанской борьбе в оккупированной Белоруссии.

«Это талантливо воплощенная память войны, повесть-напоминание и повесть-предупреждение. Опыт тех, кто пережил войну, не может пропасть даром. Он учит человечество, может, самой элементарной из истин: только не щадя своей жизни, можно отстоять свободу и победить врага. Тем более такого изощренного, каким был немецкий фашизм» (Василь Быков).

Книга страшная — детям читать не рекомендуется, лучше читать её уже во взрослом возрасте. Читать нужно обязательно!!!

Алексиевич, С.  А. У войны не женское лицо.

Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины.

Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. «У войны не женское лицо» — опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.

 Богомолов В. Момент истины.

Сюжет развивается на основе напряжённого противостояния офицеров СМЕРШ и группы немецких диверсантов. «Момент истины» – самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны, переведён более чем на 30 языков.

Книга заслуженно выдержала девяносто пять изданий и в наши дни читается так же легко и увлекательно, как и много лет назад.

 Бондарев, Ю. В.  Батальоны просят огня.

Не стремясь к созданию всеобъемлющей картины войны, автор кладет в основу произведения конкретный боевой эпизод, один из многих на бесчисленных полях сражений, и населяет свою повесть совершенно конкретными людьми – простыми солдатами и офицерами – рядовыми великой армии. Писатель углубленно изучает психологию советского человека, нередко в трагических  обстоятельствах, и раскрывает его подлинный героизм. Действительно, образ войны у Юрия Бондарева грозный и жестокий. И события, описанные в повести «Батальоны просят огня», глубоко трагичны. Но теперь, с дистанции времени, мы по-новому судим и гордимся сильной душой советского солдата, сознательно идущего на гибель во имя своего народа, во имя грядущей победы. Высоким гуманизмом, любовью и доверием к человеку полны страницы повести.

Бондарев, Ю. В.  Горячий снег.

События романа «Горячий снег» разворачиваются в холодном декабре 1942 года под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге.

Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков. Плотность времени столь высока в романе, что возникает ощущение перехваченного дыхания. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших ее сил.

Быков В. Сотников

Для всего творчества В. Быкова характерна проблема нравственного выбора героя на войне. В повести «Сотников» сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои произведения – Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Читателю предстоит вместе с автором задуматься о вечных философских вопросах: цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести.

Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви.

Воробьев К. Убиты под Москвой

Нет ничего ужаснее войны, она уносит жизни людей, калечит судьбы. Об этом рассказывает повесть К. Вороьева  «Убиты под Москвой». В самое пекло войны отправлялись плохо подготовленные люди, например, рота кремлевских курсантов, двести сорок юных лейтенантов, все как на подбор одного роста: сто восемьдесят три сантиметра. Ведению военных действий они учились по книгам великих полководцев, знали на «отлично» Уставы, но были совершенно не готовы к настоящему бою. Рота попадает на фронт, туда, где идут тяжелейшие сражения. Рытье окопов, строительство землянок — для них все еще учебная игра.

Первый бой, наверное, он самый трудный, и несмотря ни на что рота курсантов одерживает победу. Но какой ценой?

Некрасов, В. В окопах Сталинграда.

В повести «В окопах Сталинграда» перед нами предстают солдаты и командиры, восхищающие читателей своим мужеством и самоотверженностью. К сожалению, не все таковы.

Некоторые боятся умереть за Родину и прячутся в тылу, где не разрываются снаряды и не слышатся выстрелы. Подтверждением этому служит образ Керженцева, который не только пытается «скрыться» от войны, но и предлагает это другим солдатам. Ему нет места на фронте, где защищают свою родину такие бойцы, как Валега.  Да, он малограмотен. Если у него спросят, что такое Родина, Валега вряд ли объяснит, но когда надо защищать эту Родину, он жизни не пожалеет.

Бёлль, Г. Где ты был, Адам?

Роман "Где ты был, Адам?" - первое крупное произведение Бёлля, которое принесло ему успех во всем мире. Самая беспощадная и талантливая книга о Второй мировой войне, созданная немцем. История простого солдата, обычного "винтика" в большой машине разрушения. История маленького человека, которому предстоит разделить вину своего народа за содеянное. Пусть Адама никто и ни в чем не обвиняет, - он сам себе и судья, и обвинитель, и палач.