Адамович, А. «Каратели». Повесть “Каратели” создана на документальном материале и рассказывает о зверствах гитлеровского батальона в оккупированной Белоруссии. Это поистине страшная книга, история превращения военнопленных в убийц-полицаев и кровавая хроника: каратели методично уничтожают на своем пути мирные деревни, одну за другой… Лучше её читать после «Хатынской повести» — эти две книги, хотя и полностью самостоятельные, дополняют друг друга, многое становится понятнее… Адамович, А. Хатынская повесть. Известный белорусский писатель Алесь Адамович — участник Великой Отечественной войны, партизан. Его «Хатынская повесть» создана на документальном материале и посвящена партизанской борьбе в оккупированной Белоруссии. «Это талантливо воплощенная память войны, повесть-напоминание и повесть-предупреждение. Опыт тех, кто пережил войну, не может пропасть даром. Он учит человечество, может, самой элементарной из истин: только не щадя своей жизни, можно отстоять свободу и победить врага. Тем более такого изощренного, каким был немецкий фашизм» (Василь Быков). Книга страшная — детям читать не рекомендуется, лучше читать её уже во взрослом возрасте. Читать нужно обязательно!!!
|
Алексиевич, С. А. У войны не женское лицо. Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. «У войны не женское лицо» — опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.
|
Богомолов В. Момент истины. Сюжет развивается на основе напряжённого противостояния офицеров СМЕРШ и группы немецких диверсантов. «Момент истины» – самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны, переведён более чем на 30 языков. Книга заслуженно выдержала девяносто пять изданий и в наши дни читается так же легко и увлекательно, как и много лет назад. |
Бондарев, Ю. В. Батальоны просят огня. Не стремясь к созданию всеобъемлющей картины войны, автор кладет в основу произведения конкретный боевой эпизод, один из многих на бесчисленных полях сражений, и населяет свою повесть совершенно конкретными людьми – простыми солдатами и офицерами – рядовыми великой армии. Писатель углубленно изучает психологию советского человека, нередко в трагических обстоятельствах, и раскрывает его подлинный героизм. Действительно, образ войны у Юрия Бондарева грозный и жестокий. И события, описанные в повести «Батальоны просят огня», глубоко трагичны. Но теперь, с дистанции времени, мы по-новому судим и гордимся сильной душой советского солдата, сознательно идущего на гибель во имя своего народа, во имя грядущей победы. Высоким гуманизмом, любовью и доверием к человеку полны страницы повести. Бондарев, Ю. В. Горячий снег. События романа «Горячий снег» разворачиваются в холодном декабре 1942 года под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков. Плотность времени столь высока в романе, что возникает ощущение перехваченного дыхания. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших ее сил. |
Быков В. Сотников Для всего творчества В. Быкова характерна проблема нравственного выбора героя на войне. В повести «Сотников» сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои произведения – Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Читателю предстоит вместе с автором задуматься о вечных философских вопросах: цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести. Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. |
Воробьев К. Убиты под Москвой Нет ничего ужаснее войны, она уносит жизни людей, калечит судьбы. Об этом рассказывает повесть К. Вороьева «Убиты под Москвой». В самое пекло войны отправлялись плохо подготовленные люди, например, рота кремлевских курсантов, двести сорок юных лейтенантов, все как на подбор одного роста: сто восемьдесят три сантиметра. Ведению военных действий они учились по книгам великих полководцев, знали на «отлично» Уставы, но были совершенно не готовы к настоящему бою. Рота попадает на фронт, туда, где идут тяжелейшие сражения. Рытье окопов, строительство землянок — для них все еще учебная игра. Первый бой, наверное, он самый трудный, и несмотря ни на что рота курсантов одерживает победу. Но какой ценой? |
Некрасов, В. В окопах Сталинграда. В повести «В окопах Сталинграда» перед нами предстают солдаты и командиры, восхищающие читателей своим мужеством и самоотверженностью. К сожалению, не все таковы. Некоторые боятся умереть за Родину и прячутся в тылу, где не разрываются снаряды и не слышатся выстрелы. Подтверждением этому служит образ Керженцева, который не только пытается «скрыться» от войны, но и предлагает это другим солдатам. Ему нет места на фронте, где защищают свою родину такие бойцы, как Валега. Да, он малограмотен. Если у него спросят, что такое Родина, Валега вряд ли объяснит, но когда надо защищать эту Родину, он жизни не пожалеет. Бёлль, Г. Где ты был, Адам? Роман "Где ты был, Адам?" - первое крупное произведение Бёлля, которое принесло ему успех во всем мире. Самая беспощадная и талантливая книга о Второй мировой войне, созданная немцем. История простого солдата, обычного "винтика" в большой машине разрушения. История маленького человека, которому предстоит разделить вину своего народа за содеянное. Пусть Адама никто и ни в чем не обвиняет, - он сам себе и судья, и обвинитель, и палач. |